Учебно-научный центр Московского педагогического государственного университета
Конференции ~ "Мировая словесность для детей и о детях" ~ Отчет (архив за 2010 г.)

Отчет (архив за 2010 г.)

Юбилейная, 15-я Всероссийская научно-практическая конференция «Мировая словесность для детей и о детях» собрала вместе не только имеющих многолетний опыт изучения и преподавания детской литературы, но и совсем молодых ученых-филологов из крупнейших педагогических, классических и лингвистических вузов Москвы, Тулы, Казани, Сургута, Уфы, Шуи, Кирова, Ельца, Смоленска, Петрозаводска, Магнитогорска, Ульяновска, Тольятти, Череповца, Борисоглебска, Ярославля, Тамбова, Волгограда, Ижевска, Екатеринбурга и Коломны. Открытие состоялось утром 4 февраля 2010 года в рамках традиционного пленарного заседания. С приветственным словом к аудитории обратилась заместитель декана филологического факультета МПГУ по научной работе, доктор филологических наук, профессор И.Г. Минералова. Напомнив об актуальных проблемах формирования юных граждан, она продолжила свое выступление докладом «Идеи синтеза и интеграции в словесности для детей и юношества». Затем вниманию участников конференции было предложено сообщение профессора Волгоградского государственного педагогического университета Л.В. Долженко, освещавшее литературоведческий и методический аспекты начального литературного образования младших школьников в Государственном образовательном стандарте. А особенный интерес вызвало выступление протоиерея Андрея Дударева, настоятеля храма великомученика Пантелеимона в г. Пушкино – он подробно анализировал религиозно-нравственное содержание поэзии С. Есенина для детей.

Незадолго до открытия конференции, в процессе регистрации, участники мероприятия получили папки с символикой и сувенирной атрибутикой МПГУ и подборкой информационных материалов, необходимых для комфортной работы в течение двух дней. Кроме того, все желающие были приглашены в Центральный Дом актера на вечернюю встречу с известной детской писательницей и драматургом Ксенией Драгунской, чьи пьесы идут на сценах многих российских и зарубежных театров.

Но прежде – активная исследовательская работа в трех секциях (темы сообщений, на основе которых составлялась программа конференции, оговаривались с оргкомитетом заранее) и знакомство с тематическими учебными пособиями посредством увлекательных электронных презентаций. Так, И.Г. Минералова рассказала собравшимся о книге Виктора Николаева «БезОтцовщина» (написанной на материале встреч автора с подростками Бобровской воспитательной колонии и посвященной проблеме беспризорных, которые попадают в сети порока и греха, не имея нравственной опоры). Свои собственные учебно-методические пособия продемонстрировали профессор Вятского государственного гуманитарного университета О.И. Колесникова («Развитие художественно-языковой компетенции младшего школьника при изучении поэзии») и доцент Московского государственного университета культуры и искусства Л.Я. Зиман («Англоязычная литературная сказка»). А доцент МПГУ Н.Ю. Богатырева ознакомила аудиторию с концепцией журнала «Читаем вместе. Навигатор в мире книг», издаваемого Московским домом книги.

Участники одной из рабочих секций в своих сообщениях затрагивали образ детства и ребенка в произведениях, считающихся классикой русской и зарубежной литературы: прозвучали имена таких авторов, как А.М. Ремизов, И.Ф. Анненский, В.В. Вересаев, И.А. Гончаров, Марк Твен, Астрид Лингрен, Рэй Брэдбери, Уильям Голдинг и др.

Выступления во второй секции – «Методика и методология постижения круга детского и юношеского чтения: вопросы синтеза и интеграции» касались таких вопросов, как методика изучения системы персонажей в произведении литературы, проблема воспитания читательского интереса у современных школьников, взаимодействие жанров в детской литературе, социокультурный и нравственно-эстетический аспект экологического воспитания в литературных произведениях, игра как способ познания мира в цикле рассказов и др. Также докладчики уделили внимание региональным аспектам детской художественной литературы и СМИ для детей (например, сообщения Е.Г. Койновой из Тольятти и Г.И. Старковой из Ижевска).

Доклады третьей секции – «Словесность для детей и о детях: история и современность» – были посвящены анализу классических и современных произведений, входящих в круг детского и юношеского чтения. Причем нередко анализу сравнительному – вот некоторые темы выступлений: «Сопоставление сказки «Золушка» в редакции Е. Шварца, Ш. Перро и братьев Гримм», «Тень» Г.Х. Андерсена и Е.Л. «Шварца», «Ю. Коваль и Т. Маврина – два художника под одной обложкой», «Образ учительства и ученичества в рассказе XX века. А. Платонов и Ю. Коваль», «Стиль эпохи в драматических сказках Т. Габбе и В. Пановой» и др.

На следующий день, 5 февраля, профессором И.Г. Минераловой был проведен мастер-класс «Активные технологии без компьютера в преподавании детской литературы», а еще через небольшой промежуток времени – круглый стол по проблемам изучения и преподавания детской литературы в вузе и в школе. Конференция завершилась подведением итогов Всероссийского конкурса студенческих научно-творческих работ «Моя любимая детская книга», лауреаты которого – студенты российских вузов – были награждены дипломами 1, 2 и 3 степени в номинациях «Лучшая сказка», «Лучшее эссе», «Лучшая рецензия», «Лучшая иллюстрация к детской книге», «Лучший детский альманах», а также отмечены специальными призами. Руководители студенческих творческих коллективов также не остались без благодарностей и подарков.

«Книги – дети разума» — утверждал англо-ирландский писатель-сатирик Джонатан Свифт. Итоги XV Всероссийской научно-практической конференции «Мировая словесность для детей и о детях» не только наглядно иллюстрируют данное высказывание, но и позволяют расширить формулировку: без книг невозможно формирование детского разума. Ведь во многом именно литература, прочитанная в детстве, оказывает значительное влияние на развитие личности, характера, специфических особенностей внутреннего мира человека, даже если он сам не придает этому значения и спустя годы лишь очень смутно может припомнить автора и название, а уж тем более, стилевые особенности некогда дорогой сердцу книги. Это остается на уровне подсознания. И немаловажно, что именно останется, что сформирует базовые мировоззренческие понятия и нравственные устои, которые затем придется пронести через всю сознательную жизнь.

Фоторепортаж

  
     

Статья "Для детей и о детях"
аспирантов ПетрГУ Е.Великановой, Г.Мехралиевой и
ст. преподавателя КГПА Н.Урванцевой

(газета "Петрозаводский университет", №4(2160), 19 февраля 2010 г.)

 

Научные конференции России, каталог конференций, архивы конференций

УНЦ филологии МПГУ
Адрес: 119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д.1, МПГУ, ауд.311
Тел.: 8-926-590-80-90
E-mail: filolunc@bk.ru, filolunc@yandex.ru
Новости || Общие сведения || Конференции || Сборники ||
СНО || Проекты || Контакты || Фестиваль
 
Hosted by uCoz